Модернизация центрального узла сети передачи данных

Кратко

В начале 2020 года к специалистам АСПЕКТ СПб обратился Заказчик с задачами восстановления эффективной работы и повышения надежности распределенной сети передачи данных. В условиях пандемии возросла нагрузка на сеть, и количество аварий в сети значительно повысилось.

В течение 2020 года силами группы компаний АСПЕКТ СПб была выполнена модернизация системы телекоммуникаций Заказчика. Текущие проблемы решены. Заложены основы для развития сети передачи данных и соответствия перспективным требованиям информационной системы Заказчика.

Исходное состояние

Информационная система Заказчика начала работу более 10 лет назад. Все эти годы она планомерно увеличивалась в размере и наполнялась информационными ресурсами, технологиями и оборудованием.

Первичное обследование показало:

  • Информационная инфраструктура Заказчика географически распределена по региону. Количество автоматизированных рабочих мест (АРМ) — более 15 000, количество распределенных узлов связи — более 300.
  • Узлы связи существенно различаются размером (от одного до нескольких сотен АРМ), структурой (серверное и сетевое активное оборудование разного уровня сложности), объемом потребляемого трафика.
  • В центральном узле сети сосредоточено подавляющее количество служебных и прикладных совместно используемых сервисов. Все удаленные узлы сети подключаются к центральному узлу. Центральный узел подключен к региональным и федеральным управляющим структурам, а также к иным информационным системам для межведомственного обмена информацией. Стабильность работы центрального узла определяет стабильность работы всей системы.
  • В сети Заказчика обрабатываются данные, к удаленному информационному обмену которых государство предъявляет особые требования. Для выполнения требований все подключения к корпоративной сети связи выполнены посредством формирования защищенных сертифицированным оборудованием шифрованных каналов связи поверх сети Интернет.

Новые требования

В 2020 году на фоне пандемии резко вырос объем передаваемого трафика, с перспективой дальнейшего роста в ближайшее время. Стало понятно, что возможности телекоммуникационной инфраструктуры не соответствуют потребностям и перспективным задачам информационной системы. Увеличилась и критичность информационного обмена: повысились требования к непрерывности доступа к сервисам.

Специалисты АСПЕКТ СПб провели обследование и выявили следующие проблемы сети передачи данных:

  • Рост количества сбоев информационной системы вызван подсистемой телекоммуникаций.
  • Устройства центрального узла сети недостаточно производительны для текущих задач.
  • Наиболее ответственные устройства сети имеют существенный физический износ. Оборудование снято с производства и не поддерживается производителем. В случае выхода оборудования из строя не будет возможности его замены в адекватные сроки.
  • Отсутствие документации на подсистему телекоммуникаций предполагает наличие недокументированных, а зачастую и неоптимальных вариантов построения сетевой инфраструктуры.
  • Отсутствие документации увеличивает время поиска причин неисправностей.
  • Качество услуг операторов связи требует оценки.

Особенные условия

Системный порядок действий в реализации проекта предполагает:

  1. обследование текущего состояния объекта;
  2. перечисление и описание новых требований, которые не могут быть выполнены в данном состоянии;
  3. формирование основных технических решений;
  4. проверка решений в лабораторном окружении (как правило, с демонстрацией представителям заказчика);
  5. разработка плана миграции от текущего состояния к проектируемому;
  6. формирование спецификаций оборудования и смет на работы;
  7. выполнение документально оформленных проектных работ;
  8. реализация проекта, в том числе поставка оборудования, монтаж и пусконаладочные работы;
  9. выпуск эксплуатационной документации.

Сложившаяся критическая ситуация требовала оперативных нестандартных мероприятий.

Решение

В первую очередь требовалось привести объект в стабильно работающее состояние. Основной подход проведения «реанимационных мероприятий» — устраняя узкие места топологии сети, сохранить приемлемо работающие технологии и устройства, чтобы минимизировать простои сети при переходе на новые технологии и оборудование.

Основной задачей стала стабилизация работы центрального узла сети, так как от этого зависела стабильность работы всей системы телекоммуникаций.

Было принято решение о замене устройств ядра и границы сети центрального узла связи — коммутаторов и маршрутизаторов. Процедура закупки стартовала еще в ходе выполнения обследования объекта.

Пока оборудование заказывалось и доставлялось, специалисты АСПЕКТ СПб провели подробный аудит работающей системы. Ввиду отсутствия актуальной документации требовалось сформировать карту имеющейся сети. Параллельно программировался пилот сети. Работа над ним приводила к корректировкам работающей сети с целью облегчить переход на новое оборудование.

В результате

  1. Работа сети стабилизирована. Автоматизирован выход из сбоев по независящим от администраторов сети причинам; время выхода из сбоев минимизировано.
  2. Ядро сети переведено на новое оборудование. Недостаточная производительность ряда устройств ядра сети устранена заменой их на современные и более производительные.
  3. Конфигурационные файлы главных устройств переведены на принципы самодокументируемости, что отражено в эксплуатационной документации.
  4. Внедрена система мониторинга сети.
  5. Выполнено документирование сети.
  6. Взаимодействие с операторами связи оптимизировано, изменен их состав, проверено соответствие оговоренных условий предоставления услуг связи реальности, регламентирована процедура периодических проверок соблюдения условий предоставления услуг связи.
Телекоммуникационная подсистема в итоге не является узким местом развития информационной системы Заказчика.