Как научить здание работать

1 февраля 2015

Чем же всё-таки занимается АСПЕКТ? Все отвечают по-разному. Кто-то уверен, что здесь продают компьютеры и заправляют картриджи. Другие скажут, что компания работает в стройке — проектирует инженерные системы. Третьи знают компанию как консультанта по защите информации.

А что мечтали делать три инженера, когда создавали компанию в феврале 1995 года? Об этом Меркурию рассказал Эдуард Москвин.

Мы не готовили себя к бизнесу. Мы готовили себя к служению высшей школе. Один из нас уже был заместителем главного конструктора в конструкторском бюро. Он руководил разработкой первого и единственного на тот момент в стране струйного портативного принтера. Двое других только что защитили диссертации, разрабатывали системы управления для летательных аппаратов и ракетных комплексов.

Но страна изменилась стремительно. Встал прямой выбор: сидеть на кухне и говорить «нас не ценят» или зарабатывать деньги. Надо было как-то жить, кормить детей. Нужно было принимать мужское решение. И решили — если уж торговать, то по крайней мере сложными техническими продуктами.

Но как продавать? Представление о бизнесе было очень смутное. С точки зрения бизнеса ошибок за 20 лет мы сделали немало. Например, никогда не пользовались заемным капиталом, а могли бы развиваться быстрее. Лишними были амбиции в территориальном развитии. Но хорошее знание вычислительных технологий и принципов управления в технических системах позволило нам быть востребованными на рынке.

Мы всегда работали рядом с наукой — в области технических решений. Все эти годы занимались прикладными задачами: разработкой инженерных систем, в том числе информационно-коммуникационных. Вообще не уходили в сторону.

И всегда знали, что должны писать своё. Сегодня предлагаем рынку собственную технологию CorBuild, что можно перевести как «сердце здания». Она позволяет создавать автоматизированные системы диспетчерского управления зданиями и сооружениями. Технология запатентована и работает на 7 значимых объектах Кировской области.

Сейчас у АСПЕКТа много направлений деятельности, но все они взаимосвязаны. Сначала мы занимались сетями и системами связи. Потом добавили управление электроснабжением, водоснабжением, климатом, физической безопасностью. Поддерживаем традиционные наши направления: корпоративные поставки компьютерной и офисной техники, ИТ-услуги, информационная безопасность.

Кстати, «чисто» поставками компьютеров мы занимались только первый год. Но там сразу было и обслуживание, и гарантийная поддержка. Мы продавали «белую» технику — заграничные компьютеры заводской сборки. Запчасти для них нельзя было так просто купить на «Горбушке». Поэтому нужен был сервис, и мы его предоставляли. Тогда мы научились работать с производителем.

Сервисный центр — это ж целая структура! Это не просто талантливый инженер, который может отремонтировать технику, это еще и официальные каналы поставок комплектующих и запчастей, и ценовые условия. Сервисный центр АСПЕКТа проверен временем. Для одного из заказчиков с 2007 года ведем обслуживание на десятках площадок, в том числе в других регионах: Марий Эл, Республика Коми, Удмуртия, Чувашия. Привлекаем субподрядные организации для выполнения крупных окружных проектов.

В кризис заказчику особенно важно, чтобы оборудование дольше работало. Нужно сократить расходы. Не допустить аварийных ситуаций.

Мы надолго «женимся» с сотрудниками. У нас работают по 5, 10, 15 и даже по 20 лет. Почему? Думаю, что нам удалось построить экосистему, в которой хочется находиться. Я благодарен коллективу. Каждый из ребят много привнес.

Наши сотрудники — люди с хорошим базовым образованием. При этом они могут самостоятельно обучаться. Мы оплачиваем обучение, но всегда строго спрашиваем. И это справедливо, на мой взгляд.

Вот, например, Алексей Скопкарёв, 3 раза приходил: «Хочу работать в АСПЕКТе». Я ему говорю: «Ты же учитель физики, я не знаю, что ты будешь делать». Отвечает: «Я способный!» Взяли наконец. Это было в 2001 году. А теперь Алексей — один из ключевых сотрудников, руководит группой подготовки производства, успешно прошел обучение по Президентской программе. И это не единственная такая история.

Фамилии многих сотрудников уже сами стали брендами. У них узнаваемые в профессиональной среде лица и высокий уровень технической подготовки. Некоторые преподают или являются внештатными экспертами государственной экспертизы. Они знают, как техническое устройство использовать в бизнесе. Поэтому заказчикам АСПЕКТ интересен, в первую очередь, в инженерном отношении.

Алексей Гребенщиков, ведущий инженер отдела системных решений:

Когда меня спрашивают, где я работаю, я говорю, в Аспекте. «А чем вы занимаетесь?» «Это системный интегратор». Все сразу в такой ступор впадают: «А что это?» И я отвечаю: «Это компания, которая наполняет здания жизнью». Здесь можно прикоснуться ко всем современным технологиям. Это большие проекты, это сложные задачи.
Алексей Скопкарёв, руководитель группы подготовки производства:
Всё, что придумано инженерами, — это для того, чтобы человек меньше работал и больше отдыхал. Дышал воздухом, находился в тепле, чувствовал себя в безопасности.
Анна Лавровская, менеджер по маркетингу:
В умных зданиях людям удобно работать. Люди не должны выполнять примитивную, скучную, однотипную работу — то, что может делать техника. Тогда они могут заниматься творчеством.

Александр Глазырин, руководитель бюро интеллектуальной собственности:

Сроки заказчика — это обычно «вчера» или «позавчера». Когда много заказов, одновременно нужно выполнить несколько проектов. Трудности — это нормальная ситуация. С ними сталкиваются все. Вопрос в том, насколько нам вместе удается их преодолеть.

Как научить здание работать - 1 Как научить здание работать - 3 Как научить здание работать - 3

Журнал «Меркурий», № 190, февраль 2015


Источник:  Журнал «Меркурий», № 190, февраль 2015