В двух шагах от персональных данных

17 июля 2012

Шаг 1. Инвентаризация персональных данных. Шаг 2. Классификация персональных данных

Можно ли считать лукавством, когда говорят, что защитили права субъектов персональных данных (ПДн), подразумевая только отдел кадров, бухгалтерию и комплект документов? В реальности картина намного глубже. Многие поражаются, узнав о подводной и неформальной части этого айсберга.

Начинающим делать эту работу свойственны типичные ошибки:

  • инвентаризация ПДн проводится слишком поверхностно;
  • ответственными за организацию обработки ПДн назначаются лица, не связанные с самими бизнес-процессами;
  • непосредственные руководители не вовлекаются в эту работу.

Поэтому мы отводим важное место двум первым шагам в этом непростом процессе. Они еще не приводят к конкретным защитным мерам, но, как показывает опыт, являются чуть ли не самыми важными во всём деле.

Выполнив их, руководитель организации определит 100% ситуаций обработки персональных данных. И компетентность ключевых руководителей станет достаточной для выполнения мероприятий.

Шаг 1. Инвентаризация персональных данных

Цель инвентаризации — видеть, что все персональные данные охвачены вниманием руководства. Традиционно ПДн инвентаризуются по отделам (функциональный подход). Частая ошибка состоит в том, что инвентаризируются только очевидные функции — кадры, бухгалтерия и продажи.

Мы рекомендуем инвентаризацию по видам деятельности (процессный подход). Многие организации позитивно его воспринимают. Достоинство процессов в том, что они имеют четкие границы, основания и цель, и тем самым обосновывают используемую в них информацию.

В малых организациях с 1-3 отделами могут протекать одновременно от 15-20 процессов; в средних, до 10 отделов, — от 30. В крупных организациях существуют сотни процессов. Объективность достигается при охвате перечнем 100% деятельности. Лучше, если его составит сам руководитель.

Важно для каждого процесса уже на этом этапе обозначить:

  1. Обрабатываются ли в рабочем процессе персональные данные?
  2. Подпадает ли характер обработки ПДн под действие Закона?

Закон не ставит границы между частной и общественной жизнью человека. Поэтому персональными данными можно считать всё, что содержит ФИО или связанные с человеком результаты деятельности. Любые документы, доступ в Интернет, электронная почта, видеонаблюдение, графики транспорта, таблицы телефонов и т.п.

Не существует деятельности без человека и не для человека. А это означает, что ПДн есть во всех процессах — во всех 15-20-30-ста!

Крайне важно для каждого вида деятельности определить, кто его владелец — сотрудник, являющийся организатором этого вида деятельности. Именно с него должен быть спрос за реальное состояние защиты прав субъекта ПДн. К сожалению, такие сотрудники сегодня проявляют малый интерес к теме.

Шаг 2. Классификация персональных данных

Цель классификации — определить четкие требования к обработке ПДн и защите прав субъектов ПДн. Выполняется для каждого вида деятельности. При классификации выявляются цель процесса, его границы, состав, основания, внутренние требования, а также внешние требования. Итогом классификации является конкретизация дальнейших шагов.

Читатель здесь помножит число 15-20-30 на объем требований, которые нужно проанализировать, и с круглыми глазами скажет: «Зачем мне всё это делать? И как это осилить одному единственному назначенцу?».

Причина этих вопросов — перечисленные выше ошибки. Главное наше предложение состоит в том, чтобы эту работу курировали сами владельцы процессов. А чтобы они не задавали таких же вопросов, считать эту работу повышением компетентности.

Преимущества в следующем:

  1. На классификацию условий владельцу процесса потребуется 2 часа вводного общения и еще 2 часа для составления акта, всего 4 часа!
  2. Если же он не компетентен (что, к сожалению, не редкость!), или всплывают серьезные вопросы, то в его прямых обязанностях затратить еще 4-16 часов, чтобы изучить законодательство, контракты, стандарты и др., всего 8-20 часов.
  3. Если и этого не достаточно, то нужно делать выводы, и это тоже результат.
  4. Утвержденный акт классификации — свидетельство компетентности владельца процесса в вопросах 152-ФЗ.
  5. Уверенность в следующих шагах обеспечена!

Сравним с традиционным подходом. Затраты назначенного крайним — 72 часа на обучение на курсах, плюс 20-40 часов на беглое изучение каждого процесса, о котором он не знает и не может знать многого. Очень часто такой процесс превращается в долгострой.

Поэтому организации, осознающие, что уважение прав субъектов персональных данных — дело каждого сотрудника, создают собственный центр компетенции или привлекают консультантов. Хорошей практикой на Западе считается выделение позиции директора по Privacy, отдельной от информационной безопасности. Разделение Privacy и Security — современная тенденция, которая пока не нашла отражения в отечественном опыте.


Источник:  Журнал «Меркурий», № 159, июль 2012 г.