Инженер — должно звучать гордо!

9 июня 2010

Потребность в инженерно-техническом корпусе, способном стать локомотивом объявленного правительством страны курса на модернизацию экономики, очень велика. От процесса становления и развития в России системы сертификации инженерных квалификаций зависит инновационный путь развития страны.

Вспомним, что слово «инженер» произошло от лат. ingenium— остроумное изобретение. Правда, последние лет двадцать эти создатели новых машин и механизмов чаще других становились безработными, а в лучшем случае занимались на дому мелкими услугами или торговали на рынках. Самые удачливые, сменив профессию, работают в других сферах и возвращаться на производство не собираются. Надежда— на молодых специалистов. Но дело в том, что после 2010 года наша высшая школа будет выпускать только бакалавров и магистров, из дипломов исчезнет слово «инженер».

Болонский процесс

В 1999 году министры образования 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, цель которой заключалась в «гармонизации» систем высшего образования стран Европы. Единое образовательное пространство позволяло национальным системам взять всё лучшее у партнёров за счёт повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами, а сами системы высшего образования должны стать «прозрачными» и максимально сравнимыми. Это было достигнуто за счёт внедрения однотипных образовательных циклов (бакалавриат-магистратура), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций и взаимной их признаваемости и т.д.

В 2003 году Российская Федерация присоединилась к этой декларации, обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Сертификация инженерных квалификаций

При переходе на подготовку бакалавров и магистров в России через некоторое время из документов об образовании исчезнет квалификация «инженер», что чревато тяжёлыми последствиями для промышленности. В Японии, США, Великобритании, где издавна инженерный корпус формируется на базе бакалавров и магистров, введена система сертификации инженерных квалификаций. Она основывается на законе о профессиональной инженерной деятельности, регламентирующем права и ответственность инженера-профессионала, ведение национального регистра таких специалистов, требования к процедурам сертификации и квалификации инженера. Среди них обязательными являются требования к практическому стажу и аккредитации образовательных программ.

Самая сложная и наиболее эффективная система сертификации существует в Японии. Там, чтобы стать инженером, во-первых, нужно окончить университет по аккредитованной не только государством, но и профессиональным сообществом (энергетиков, строителей, механиков) программе. Во-вторых, отработать по специальности не менее 7 лет, в том числе 2 года в должности, связанной с принятием инженерных решений. В-третьих, человек должен доказать, что его решения позволили реализовать какие-то новшества в инженерном деле. После этого кандидат сдаёт два экзамена (не по специальности, а по таким предметам, как этика инженерного труда или экология), а специальная комиссия Института инженеров Японии решает, включать его или нет в национальный регистр инженеров-профессионалов. Вероятность положительного решения составляет около 15%. Подобные системы с менее жёсткими условиями отбора инженерных кадров существуют в США, Великобритании, Канаде, Австралии, странах Юго-Восточной Азии. В России сейчас идёт процесс формирования системы сертификации инженерных квалификаций.

В Торгово-промышленной палате РФ состоялись общественные слушания на тему «Становление и развитие в России сертификации (признания) инженерных квалификаций». Ректоры вузов, представители палаты и научно-педагогическая общественность сочли необходимым рекомендовать Минобрнауки России сформировать специальную экспертную группу по разработке концепции федерального закона о профессиональной инженерной деятельности. А также решено внести в Госдуму законопроект о сертификации инженерных квалификаций и профессиональной инженерной деятельности в России.

Как раскрыть потенциал инженера?

Более половины сотрудников группы технических компаний АСПЕКТ СПб— инженеры. Они работают по трём направлениям инженерной работы. Во-первых, проектируют, монтируют и обслуживают инженерные системы зданий (инженеры-проектировщики, инженеры-монтажники). Во-вторых, создают информационные системы (инженеры отдела системных решений). В-третьих, ремонтируют компьютерную и офисную технику (инженеры сервисного центра).

Рассказать о том, как создать условия для раскрытия потенциала инженера, мы попросили директора группы технических компаний АСПЕКТ СПб Эдуарда Москвина.

Становление инженера — многолетний последовательный процесс, отдельные этапы которого имеют свою специфику и различный порядок осуществления. Мы выделяем три неотъемлемые компоненты квалификации инженеров, работающих в нашей организации:

1) базовое высшее инженерное образование и повышение квалификации;
2) независимая сертификация производителями оборудования и ПО, такими, как Cisco, Microsoft, Trace Mode, VMware, Molex, Аквариус, Xerox, Daikin, APC и других;
3) опыт работы. Важнейшая составляющая, которая формируется годами в процессе работы в «поле», на реальных объектах.

Высококвалифицированный и инновационный коллектив инженеров — цель, которую ставят перед собой многие руководители и собственники бизнеса. Однако у этой цели есть серьёзный противник — рынок и конкуренция на нём. Поэтому в достижении этой цели в рамках различных направлений работы наша компания старается следовать принципу сочетания следующих трёх факторов.

1. Работа в реальном секторе экономики для реальных потребителей.

Результаты труда инженера должны быть осязаемыми— в процессе работы должна создаваться новая ценность, действительная польза для людей. Творческого человека привлекает возможность создать что-то новое и полезное, и зачастую такая возможность является основным мотивирующим фактором в его работе.

2. Потребность в высокой квалификации, компетенции и знаниях.

Очень важно, чтобы потребитель сформировал такие требования к характеристикам нового изделия, товара, продукта, которые потребовали бы высокой квалификации инженера, компетенции и знаний, которыми обладает предприятие. Формирование условий для возникновения таких требований — сложнейшая задача, в которой на равных участвуют потребитель, производитель и государство. А важнейшие стимулы — конкуренция и технический прогресс.

3. Уровень рентабельности бизнеса.

Функционирование экономического субъекта, сохранение его позиций на рынке, наличие возможностей инвестирования в развитие, новые условия труда и инновационные продукты невозможны без получения предприятием прибыли. Размер прибыли определяет возможности, но вместе с тем повышает риски входа конкурентов, что ведёт к снижению прибыли и возможностей. И защититься от этого возможно только через создание новых продуктов, формирование условий для совершенствования квалификации, развитие и защиту накопленных компетенций и знаний.

Людмила Анатольевна Вьюгина, генеральный директор ОАО «Вятка»:

— Чтобы стать грамотным инженером, нужен профессиональный опыт. Сегодняшние студенты по техническим специальностям мало подготовлены к производству: утрачены связи вузов с промпредприятиями, не организована должным образом практика, темы дипломных проектов не приближены к реальному производству. На своём предприятии мы сохранили систему наставничества. Практикуем и такой метод: ставим перед молодыми специалистами задачу, даём «библиотечный» день. Потом собираем совет, на котором каждый из них предлагает решение, а затем совместно обсуждаем проблему. Только лет через 5 молодые начинают чувствовать металл, способны предложить что-то дельное.

Я желала бы от своих молодых инженеров каждые 2-3 месяца слышать какие-то новые предложения, идеи. Но пока они показывают себя хорошими исполнителями, задачи перед ними нужно ставить. Хочу сравнить изобретательное мышление хорошего инженера с творчеством хорошего композитора. Всецело поддерживаю идею ввести сертификацию инженеров.

Вениамин Васильевич Рыков, первый проректор ВятГУ:

— Аккредитация образовательных программ, в том числе и по техническим специальностям, Вятский государственный институт проходит раз в пять лет. В этом году— очередная.

На первом этапе аккредитации Рособрнадзор проводит проверку знаний студентов по 5 дисциплинам специальности. Если хотя бы по одной из дисциплин зарегистрирован низкий уровень знаний, специальность снимается. Затем Росаккредагентство проводит интернет-экзамен для выборочного количества студентов. В этом году надзорные органы проверили знания около 4000 студентов вуза, и все достойно выдержали его. На втором этапе экспертный совет по каждой специальности проверяет соответствие образовательных программ федеральным требованиям. На третьем этапе рассматриваются отзывы предприятий, где трудоустроились выпускники. Нареканий со стороны работодателей к нашему университету не поступает. Все чаще наших студентов приглашают на практику международные фирмы, а по окончании вуза трудоустраивают. Недавно приезжали представители Саровского ядерного центра, они гарантировали 30 рабочих мест нашим выпускникам. Спрос на наших инженеров есть.

Ольга Назарова 


Источник:  Журнал «Меркурий», № 134, июнь 2010 г.